Проверка ОСАГО по дорожным камерам с 1 ноября: что известно
9
С 1 ноября в России планируют запустить автоматический контроль наличия ОСАГО через дорожные камеры. Эта мера закреплена в перечне поручений президента РФ (Пр-1116ГС, п. 6). Ответственными за подготовку и запуск системы назначены МВД, Банк России и региональные власти.
При оплате штрафа действует скидка 25% в течение 30 дней (ст. 32.2 КоАП РФ). Однако при повторном нарушении скидки не будет.
Важно: камеры будут учитывать и краткосрочные договоры ОСАГО, которые доступны с 2 марта 2024 года (от одного дня до трёх месяцев). Впрочем, для рядовых водителей это практически не имеет значения. По оценкам экспертов, 99% краткосрочных полисов ОСАГО оформляют таксисты.
Представители МВД и РСА отмечали, что работа по доработке этой инфраструктуры продолжается. В публичных заявлениях также говорилось, что запуск может проходить поэтапно, начиная с отдельных регионов, а массовое применение ожидается позднее. Указывают на поэтапный запуск: пилоты — в конце 2025 года, массовое применение — в 2026 году, когда завершат модернизацию системы и тиражирование настроек.
Для большинства автомобилистов рамки коридора не пересматривались с сентября 2022 года. По данным регулятора, средняя выплата за первые полгода 2025 года стала на 56% больше, чем за тот же период 2022-го, и на 17% больше, чем в первой половине 2024 года. Итоговое решение по параметрам будет принято по завершении обсуждения этой осенью.
Программа позволяет получить выплату напрямую, без обращения в суд и долгих процедур взыскания с виновника.
С 1 ноября в России планируют запустить автоматический контроль ОСАГО через камеры. Поправка «один штраф в сутки» делает систему более справедливой, а главная цель проекта — сократить долю машин без полиса.
Водителям следует заранее проверить срок действия ОСАГО, чтобы не попасть под штраф, и помнить: дополнительную защиту при ДТП с машиной без полиса может дать программа «КАСКО.Автозащита».
Последние изменения: «один штраф в сутки»
9 сентября правительство РФ поддержало законопроект, ограничивающий частоту таких штрафов. За отсутствие ОСАГО будет назначаться не более одного штрафа в сутки (изменения к ст. 12.37 КоАП). Это устраняет риск множественных нарушений за один день при проезде нескольких камер. Законопроект внесён в Госдуму и ожидает рассмотрения в осеннюю сессию.Зачем вообще нужна проверка ОСАГО по камерам
По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), от 7 до 10% автомобилистов ездят без ОСАГО. В крупных агломерациях доля ниже, в ряде регионов — выше. ДТП с участием таких водителей осложняют получение компенсаций и повышают нагрузку на суды и приставов. Автоматическая проверка через камеры должна снизить долю «бесполисников» и повысить дисциплину.Какие штрафы за езду без ОСАГО
Нормы закреплены в ст. 12.37 КоАП РФ и будут применяться в том числе при автоматической фиксации:- штраф 800 руб. за отсутствие полиса ОСАГО (ч. 2)
- штраф в 3-5 тыс. руб. за повторное нарушение в течение года (ч. 3)
При оплате штрафа действует скидка 25% в течение 30 дней (ст. 32.2 КоАП РФ). Однако при повторном нарушении скидки не будет.
Как будет работать система
Камера фиксирует номер автомобиля, данные сверяются с базой. Если полис отсутствует, формируется постановление по ч. 2 ст. 12.37 КоАП. Действует правило «один штраф в сутки», после чего постановление направляется через «Госуслуги» либо почтой. Камеры проверяют только факт наличия действующего полиса на момент фиксации. Определить, вписан ли конкретный водитель в договор, они не могут.Важно: камеры будут учитывать и краткосрочные договоры ОСАГО, которые доступны с 2 марта 2024 года (от одного дня до трёх месяцев). Впрочем, для рядовых водителей это практически не имеет значения. По оценкам экспертов, 99% краткосрочных полисов ОСАГО оформляют таксисты.
Что мешает запуску системы
Официальные комментарии сводятся к необходимости технической готовности системы, которая должна обеспечивать обмен данными между базой ОСАГО и комплексами фотовидеофиксации.Представители МВД и РСА отмечали, что работа по доработке этой инфраструктуры продолжается. В публичных заявлениях также говорилось, что запуск может проходить поэтапно, начиная с отдельных регионов, а массовое применение ожидается позднее. Указывают на поэтапный запуск: пилоты — в конце 2025 года, массовое применение — в 2026 году, когда завершат модернизацию системы и тиражирование настроек.
Предложения ЦБ по тарифам ОСАГО
В августе 2025 года Банк России вынес на обсуждение проект изменений по ОСАГО. В нём предложено расширить тарифный коридор: для мотоциклов — на 40%, для остальных категорий транспорта — на 15%. Такая корректировка нужна, чтобы сохранить справедливое ценообразование на фоне подорожания запчастей и роста страховых выплат по ОСАГО.Для большинства автомобилистов рамки коридора не пересматривались с сентября 2022 года. По данным регулятора, средняя выплата за первые полгода 2025 года стала на 56% больше, чем за тот же период 2022-го, и на 17% больше, чем в первой половине 2024 года. Итоговое решение по параметрам будет принято по завершении обсуждения этой осенью.
Как защититься при ДТП с машиной без ОСАГО
Даже после внедрения проверки по камерам остаётся риск столкнуться с автомобилем без ОСАГО. Для таких случаев предусмотрена программа «КАСКО.Автозащита» от СберСтрахования. Полис покрывает:- Ущерб в ДТП по чужой вине: если автомобиль виновника не застрахован по ОСАГО — до 400 тыс. руб.
- Повреждение багажа: компенсация расходов при гибели или повреждении багажа в автомобиле
- Хищение ключей и документов: возмещение стоимости личных вещей, документов и ключей при противоправных действиях третьих лиц
Программа позволяет получить выплату напрямую, без обращения в суд и долгих процедур взыскания с виновника.
С 1 ноября в России планируют запустить автоматический контроль ОСАГО через камеры. Поправка «один штраф в сутки» делает систему более справедливой, а главная цель проекта — сократить долю машин без полиса.
Водителям следует заранее проверить срок действия ОСАГО, чтобы не попасть под штраф, и помнить: дополнительную защиту при ДТП с машиной без полиса может дать программа «КАСКО.Автозащита».